Изгиб ДУТа
При установке в бак сложной формы измерительную часть ДУТа можно загнуть 1 раз на угол не более 70 градусов с помощью трубкогиба. Такие ДУТы делает, например, компания Автосенсор.
CAN-подобная шина S6
Компания Технотон продвигает идею единого интерфейса подключения штатных и дополнительных датчиков (в том числе ДУТов). В качестве единого интерфейса компания Технотон предлагает использовать CAN 2.0. В рамках реализации идеи под маркой Технотон выпускаются ДУТы (и ряд других измерительных датчиков), подключаемые к CAN-шине автомобиля. Эти датчики передают информацию по CAN-шине так же, как это делают штатные CAN-датчики автомобиля.
Такой подход имеет ряд преимуществ. Например, это фактически снимает ограничение на количество подключаемых датчиков к одному трекеру. Однако стоимость ДУТов (и других измерительных датчиков) с CAN-интерфейсом существенно выше аналогичных устройств с другими интерфейсами подключения. Поэтому данная технология не получила широкого распространения.
Взрывозащищенное исполнение
Некоторые нормативы и правила безопасности требуют установки ДУТ во взрывозащищенном исполнении. Например, в случае с бензовозом для секций с топливом допускается устанавливать только такие ДУТы.
Эти ДУТы имеют особую конструкцию, которые обеспечивают дополнительную пожаро- и взрывобезопасность. Они проходят дополнительные сертификационные испытания (выдается сертификат).
Встроенный GPS-трекер в ДУТ
С 2016 года некоторые производители придумали встраивать GPS-трекер прямо в "голову" датчика. Таким образом, если нужно контролировать только положение и топливо, нужно установить только одно устройство – это преимущество. Недостатком является то, что это ограничивает (но не исключает!) возможность подключения другого оборудования к такому трекеру-датчику "2-в-1". Также любое универсальное решение является компромиссом: функции собственно трекинга в нем могут быть реализованы не так хорошо, как в полюбившихся трекерах.
Калибровка
После обрезки измерительной части емкостного ДУТа ему нужно указать новые минимальное и максимальное значения. Суть процесса – замерить показания датчика в пустом баке и в полном баке (полностью погруженным в топливо используемого в автомобиле типа).
Это делается подручными средствами либо с помощью трубы-резервуара. Считается, что второй способ предпочтительнее, т.к. он полностью эмулирует реальную ситуацию (когда вокруг трубок датчика тоже находится топливо), но первый проще и не нужно с собой возить воняющий топливом резервуар. В реальности значения при калибровке меняются незначительно и, как правило, не принципиальны на практике (хотя некоторые интеграторы готовы поспорить с этим).
Калибровка подручными средствами
- ДУТ подключается к компьютеру и переворачивается измерительной частью вверх («головой» ДУТа — вниз)
- Пространство между трубками заполняется топливом (топливо просто заливается сверху, в трубку)
- После стабилизации уровня в ПО-конфигураторе ДУТа указывается, что это новый максимальный уровень ДУТа.
- Топливо полностью сливается из измерительной части ДУТа.
- После стабилизации уровня в ПО-конфигураторе ДУТа указывается, что это новый минимальный уровень ДУТа
Калибровка с помощью трубы-резервуара
Для этого способа потребуется заранее подготовить пластиковую трубу, например, от водопроводной канализации. Внутренний диаметр трубы около 50мм, длина — около 700мм. Один конец трубы герметично закрывается, получается резервуар для топлива. Некоторые производители поставляют ДУТы в упаковке в виде трубы-резервуара. Калибровка происходит так:
- Труба-резервуар ставится незапаяным концом вверх и закрепляется в таком положении
- Труба-резервуар заполняется топливом
- ДУТ подключается к компьютеру и опускается в трубу-резервуар
- После стабилизации уровня в ПО-конфигураторе ДУТа указывается, что это новый максимальный уровень ДУТа
- ДУТ извлекается из трубы-резервуара
- После стабилизации уровня в ПО-конфигураторе ДУТа указывается, что это новый минимальный уровень ДУТа
Тарировка
Тарировка требуется для преобразования показаний ДУТов из условных единиц или вольт в литры/галлоны.
Полная тарировка
Примерный порядок тарировки:
- В бак заливается точно отмеренное количество топлива. Это называется пролив. Например, 20 литров. Рекомендуется заливать не более 1/10 (лучше – 1/20) от объема топлива за один пролив. То есть тарировочная таблица должна содержать не меньше 10 значений (лучше 20).Чтобы точно отмерить нужное количество топлива установщики ДУТов используют различные методы. Например:
— Перекачивают топливо в бак тарируемого автомобиля насосом со счетчиком прокаченного топлива
— Приезжают на АЗС и заправляют нужное количество топлива в бак тарируемого автомобиля. - На экране компьютера, к которому подключен ДУТ в ПО для настройки ДУТа смотрят текущие показания ДУТа. Результат заносят в тарировочную таблицу в виде пары чисел: значение датчика — количество литров топлива в баке.
- Выполняют следующий пролив, результаты также заносят в таблицу. Проливы повторяются, пока бак не будет полностью заполнен топливом.
- Если бак имеет сложную форму, то в местах изменения формы размер пролива рекомендуется уменьшить вдвое.
- Готовую тарировочную таблицу заносят в систему мониторинга (Управление устройствами => Датчики и кнопки => Добавить измерительный датчик). Для некоторых ДУТов тарировочную таблицу можно загрузить из файла. Например, это ДУТы Omnicomm.